Зофи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, однажды ужасно перепугалась. Это случилось в самом конце 1791 года, когда она занималась стряпней на кухне. Как раз в это время она получила известие, что заболевшему Моцарту стало чуть лучше. Думая о нем, Зофи ждала, когда закипит кофе, и смотрела на пламя лампады. И вдруг огонек исчез, та будто его задул кто-то невидимый. Не медля ни минуты, она! по совету матери, бросилась!! дом Моцарта. Композитор, узнав, что пришла Зофи. попроси ее остаться — чтобы она смогла! присутствовать при его смерти! Вызвали врача, но тот уже ни! чем не мог помочь больному! Моцарт умер 5 декабря 1791 года в 0.55, чуть-чуть не дожив до 36 лет. Великий композитор в течение своей жизни постоянно испытывал нужду в деньгах. Он постоянно получал многочисленные заказы, выполнение которых требовало от него титанической работоспособности. Эта работа изнуряла его и выводила из себя. Может быть, поэтому, когда композитор заболел, никому в голову не закрались подозрения, что Моцарта отравили. Серьезных оснований считать болезнь опасной для жизни вроде не было. Отек кистей рук и ступней, малоподвижность, рвота — врачи решили, что это сыпная лихорадка- ВЕРСИИ Зависть Сальери Антонио Сальери исполнилось 24 года. Он был старше Моцарта на пять лет и состоял придворным композитором императора Иосифа. Когда в Вене появился Моцарт. Сальери считался в Австрии кумиром. Его высоко ценили члены самых знатных семей и истинные поклонники музыки. Надо сказать, что учениками этого успешного итальянского композитора считали себя Бетховен, Шуберт, Лист. Но Моцарт — иное дело. Сальери сразу понял, что это — гений и, значит, опасен. Дело осложнялось тем, что Моцарт был чрезвычайно неосмотрителен и не пытался скрыть своего отношения к Сальери. Нет никакого сомнения, что Сальери завидовал Моцарту. Более того, это знали все. ...Много лет спустя, в 1824 году, в Вене праздновали знаменательную дату - пятьдесят лет со дня назначения Сальери придворным композитором. А незадолго до этого, в 1823 году, некто Игнац Москелес навестил престарелого Сальери, и тот поклялся, что слух об отравлении им Моцарта — абсолютная ложь и клевета. Причем сказано это было с таким пафосом, словно Сальери хотел убедить весь мир в том, что мучило его многие годы и отравляло его жизнь. Вскоре Сальери попытался покончить с собой. В самом конце жизни его постоянно преследовали галлюцинации, и многие считают это неоспоримым доказательством его вины и раскаяния. Вскоре Сальери скончался. Отравил Сальери Моцарта или нет? Возможно, у него были на то причины. Имеются ли доказательства? Прямых, конечно же, нет, и найти их уже никому никогда не удастся. После смерти мужа Констанца направила младшего сына на обучение к Сальери. Позднее он говорил, что Сальери не убивал Моцарта, но отравил ему жизнь интригами. Ревность Эту версию можно считать вполне обоснованной, потому что, по словам старшей, сестры Моцарта, ее брат сначала влюблялся в женщину, а только потом уже соглашался давать ей уроки. Одной из последних учении великого композитора была Магдалена, жена Франца Хофдемеля, член масонской ложи, в которой состоял, как известно, и сам Моцарт. Прошло всего несколько дней после смерти Моцарта, и ревнивый супруг изрезал своей беременной жене бритвой лицо, а затем покончил жизнь самоубийством. Но Магдалена выжила и родила ребенка, отцом которого, возможно, был Моцарта. В пользу этого свидетельствует следующий факт. Людвиг Ван Бетховен однажды отказался играть в присутствии Магдалены, у которой, по его словам, были слишком близкие отношения с Моцартом. С другой стороны, судя по сохранившимся письмам и воспоминаниям современников, Моцарт обожал Констанцу, и нет никаких подтвержденных свидетельств, что он ей изменял Ведущая тема — любовь Оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все» — музыкальные шедевры. Либретто ко всем трем написал поэт и странник Лоренцо де Понте. Он был другом Казановы, отличался эксцентричным характером и вел распутный образ жизни. Позднее он уехал в Триест и женился на англичанке, оставаясь при этом священником. В Лондоне де Понте стал поэтом при «Итальянской опере». Умер он в 1838 году в Нью-Йорке, успев построить в городе оперный театр. Слушатель опер Моцарта не знает, смеяться ему или плакать. Ведущая тема в каждой из них — любовь. В «Фигаро» слуга чинит препятствия своему хозяину, который мечтает соблазнить его возлюбленную. В «Дон Жуане» ловеласа уводит в ад статуя мужа-рогоносца. «Так поступают все» рассказывает о двух молодых парах: влюбленные клянутся друг другу в верности, а затем меняются партнерами... Таким же духом озорства пронизана и «Волшебная флейта». В те минуты, когда гениальный композитор доживал последние минуты своей жизни, в переполненном театре исполняли его «Волшебную флейту»... Коварство франкмасонов? Это одна из самых сомнительных версий, хотя в опере «Волшебная флейта» действительно были использованы Моцартом и поэтому стали достоянием многих идеи франкмасонства. На премьере оперы, которая состоялась в Вене 30 сентября 1791 года, дирижировал сам Моцарт. Успех был оглушительный — и во многом благодаря тому, что и Моцарт, и либреттист талантливо и доброжелательно разработали связанные с франкмасонством темы любви и братства. А ведь именно в это время Римская католическая церковь ополчилась на тайную организацию франкмасонов, членами которой в то время стремились стать все интеллектуалы. Как известно, император Иосиф II даже поручил своей полиции вести слежку за франкмасонами. В определенном смысле «Волшебная флейта» защищала преследуемых. Доказательством того, что опера, широко пропагандирующая эти идеи, не могла обозлить масонов, может служить тот факт, что вскоре они заказали Моцарта кантату. Прошло несколько дней после смерти Моцарта, и великий магистр высказался о кончине композитора как о «невосполнимой потере». Более того, в 1792 году именно франкмасоны в пользу Констанцы и ее сыновей организовали постановку заказанной кантаты. Трудно после этого предположить, что франкмасоны имели к смерти Моцарта какое-либо отношение. Версия, что их заявления и поступки были отвлекающим маневром и не случайно смерть композитора последовала вскоре после постановки «Волшебной флейты», выглядит изощренной и надуманной. Агрессия болезни Очень разнородны медицинские мнения по поводу болезни Моцарта. В связи с этим много споров возникает вокруг удивительно поспешных похорон Моцарта. Действительно, похороны были самыми простыми, но надо учесть, что Констанца в это время остро нуждалась. Композитор, который всю жизнь работал на износ, не накопил капитала. 7 декабря в соборе Св. Стефана сопровождающие выслушали благословение, и спустя час тело было погребено в обшей могиле. Точное место захоронения неизвестно, и исследовать останки невозможно. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр высказался о диагнозе «острая сыпная лихорадка» как о любительском и непрофессиональном. Использовав собранные врачом Моцарта Томасом Францем Классе факты, Бэр поставил иной диагноз — суставный ревматизм. В 1984 году другой врач, Питер Дж. Дэвис, довел до общественности новые данные о последней болезни Моцарта. В 1 762 году — именно в этом году шестилетний Моцарт начал сочинять музыку — он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей — болезнью, которая в то время не излечивалась. В дальнейшем мальчик болел тонзиллитом, тифом, ветрянкой, бронхитом и гепатитом А. Симптомы болезни 1784 года были следующие: тяжелая рвота и острый суставный ревматизм. Дэвис делает вывод, что Моцарт умер от целого набора заболеваний, которые обострились одновременно: стрептококковой инфекции, почечной недостаточности, а также кровоизлияния в мозг и тяжелой пневмонии. А убеждение Моцарта в том, что его отравили и незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон, — следствие депрессии, вызванной этими болезнями